Эту статью я посвящаю "неуязвимому", "вечному" и примитивному (потому и неуязвимому) маслонасосу. Но хочу сразу же опровергнуть
преамбулу: это не так. Маслонасос очень хрупкая, точно и наспех изготовленная штука. Очень нередко маслонасос является причиной
различных глюков, неполадок, и дальнейшего "распада" вариатора, но об этом в п.2. Статью адресую конкретно:
seriojik, Дюне, Белочке, Svet-nn, Альберту и всем соклубникам, у кого бесступенчатое трансмиссионное изделие VT-25E,
спроектированное рабочей группой под руководством Joe Bullard (непроверенная информация).
1. Слыхали ль вы?.. В простом двигателе внутреннего сгорания максимальный износ идёт при первом запуске, когда стенки цилиндра и
рёбра колец не насыщены смазкой. Тем не менее, качественная пара трения "зеркало-зеркало" выстаивает при работе на сухую добрых
пару часов, после чего начинается обильный износ "в ноль" за очень короткий период времени. есурс сокращается в геометрической
прогрессии. Тоже самое происходит в нашем маслонасосе от варика. Бронзовая (если я не ошибаюсь) овальная обойма обработана
в рабочей части по канонам изготовления стенок цилидров ДВС и/или гильз. Тоже самое можно сказать и про пластины, но они
изготовлены из конструкционной стали для того, чтобы иметь меньший коеффициент терморасширения и поэтому имеют большую
твёрдость нежели обойма. Обойма обязана быть зеркалом для скольжения пластин. При возникновении хоть одного маленького заусенчика
на зеркале обоймы - пластина моментально его сбривает и использует как частицу абразива, если крошка не вышла из насоса.
Вот здесь начинается геометрическая прогрессия. Из-за повышенного трения пластины всё таки разогреваются и расширяются.
В этом состоянии обойма их вгоняет в свои посадочные места как будто забиваются гвозди. Некоторые нельзя без WD40 потом вытащить
в запущенных случаях. Другие, когда остывают могут работать в штатном порядке неизвестное время.
1.1. Обнаружение неполядки: бронзовая пудра на прокладках гидроблока, номинальное физическое давление менее 13 очков, лязг на ХХ,
скрежет.
1.2. Дефектовка: просмотр обоймы на предмет зеркальности, пластины можно попробовать всунуть другой стороной в посадочную щель -
если это затруднительно - то пластина имеет "шляпку" на рабочем ребре.
1.3. емонт: вариантов нет.
1.4. Сборка: пластины во время сборки лучше не менять местами. Перед разборкой зарисовать ротор с щелями (щели не имеют
лучевой симметрии и поэтому можно зарисовать) и пронумеровать на рисунке щели. На том же рисунке нарисовать цифры от 1 до 12
и на них положить свою пластиночку.
1.5. Боится ударов, корпус выполнен из алюминия.
1.6. САМОЕ ГЛАВНОЕ: перед первым запуском лучше его пролить маслом. Это можно сделать сняв гидроблок и в выпуское отверстие
налить масла, либо при сборке коробки залить в тоже отверстие. Одна из пластин по любому окажется выдвинутой и масло не
уйдёт сквозь насос. ЭТО ДЕЛАЕТСЯ ПОТОМУ, что мы не знаем, в каком точно состоянии насос, а точнее насколько он близок к
порогу начала действия "геометрической прогрессии".
2. А вот теперь всякие случаи из жизни маслонасоса:
2.1. Во время движения отказал маслонасос полностью: машина теряет скорость, нет давления, вариаторный блок переходит
в режим первой передачи, нет сжатия в переднем пакете и крутящиеся по инерции фрикционы с жуткой скоростью труться о стоячие.
Сгорают. Температура действует и на задний пакет, задние фрикционы без факта сгорания ведутся (первые два) и начинают пружинить
пакет - в результате полувключенные обе передачи.
2.2. Во время движения маслонасос теряет производительность частично: сенсор давления это замечает, и управляющее давление
перекрывается соленоидом и поступает на редукционный клапан, который компенсирует недостачу. Незаметно. Между тем, ремень начинает
проскальзывать из-за двух причин: 1-недостаточное сжатие конусов ведущего вала, 2-нет вспомогательного давления
(оно же линейное), в ведомом валу (как вы знаете в него постоянно подаётся линейное давление) и работает только одна пружина.
Про фрикционы не имею смысла рассуждать.
2.3. Пока маслонасос ещё работает - выгоняет бронзовую пудру, которая сразу же попадает в гидроблок. Последствия самые разные.
2.4. Ехали мы ехали, машинка остановилась... Постояли остыли и дальше поехали. Не кажется ли вам, что это игра маслонасоса и
редукционного клапана (регулятора давления)?
2.5. И напоследок... (хотя вариантов и вариаций ещё туева хуча). Просто из-за выработки постоянно работает в пол-силы (6-9 очков).
Этого достаточно для езды. Но машина тупит при разгоне, дёргается т.к. не хватает давления для приведения в движение второй (большой)
тарелки ведущего вала. Пробуксовка ремня, выработка конусов, перегрев, уплотнители, шарики постоянно работающие на срез в условиях термоатаки,
и т.д.
3. Консультанты: сотрудники Инженерно-консалтинговой фирмы "Солвер", и я в их числе, ваш покорный слуга, Лев.
4. П ОВЕ ЯЙТЕ Г АЖДАНЕ МАСЛОНАСОС! ЗАТЫКАЙТЕ ПАЛЬЦЕМ ДЫ КУ И СМОТ ИТЕ НА ФОНТАН, пробирающийся из щели между пальцем и контуром отверстия! НИКОГДА НЕ П ОВЕ ЯЙТЕ НА ВОДЕ! Не промазывайте во время сборки ничем, особенно веретёнкой, собирать абсолютно сухой и обезжиренный. После сборки просто проливается, прокручивание не обязательно. В другую сторону не крутить (имеется ввиду быстро т.е. дрелью или на стенде, руками-то можно).
5. МОДЕ АТО Ы, П ИСВОЙТЕ МНЕ ЗВЕЗДУ, пожалуйста!..
6. Уже присвоили - Спасибо!!!