Аэродинамика-штука тонкая, но ее законы работают очень четко и чудес тут не будет!
При движении тела в воздушном потоке (в данном случае- авто с резко обрезанной, с зади, формой кузова) передняя часть (морда) рассекает поток создавая при этом воздушные завихрения своими выступающими частями (арки колес, зеркала, угловатые бампера и т.д.). Интересная особенность- воздушные завихрения всегда вращаются против часовой стрелки из-за воздействия кореолисовых сил Земли (по анологии с вращением воды при стоке из умывальника). Так вот, эти самые воздушные завихрения, увлекают за собой взвесь грязи, пыли, песка и т.д., вылетающую из под колес авто. Кузов нашего авто специально не адаптирован аэродинамически, как например гоночный болид, по этому между дорожным покрытием и днищем авто возникает зона избыточного воздушного давления, которая стремиться приподнять авто, это и приводит к мощным перетеканиям воздушных потоков с низу вверх, и только по этому даже в небольшую грязь мы уделываемся по самые стекла. Что касается задней части нашего авто, то при движении в воздушном потоке там образовывается зона резкого разряжения, которая засасывает боковые воздушно-грязевые завихрения и завихрения создаваемые арками задних колес и затавляет вращаться их снизу в верх, а поток воздуха идущий сверху пролетает по инерции дальше, только слегка изменив свою троекторию вниз.
Другими словами, по закону аэродинамики - вся грязь поднимается снизу и распылившись, как из пульверизатора, в большей своей части, оседает на задней двери. Причем законы эти, редко имеют линейный характер, т.е. незначительное увеличение скорости потока, объема кузова (площади задней двери) приводит к резкому перепаду воздушных давлений, что в свою очередь ведет к несравнимо болшему загрезнению задней двери. Это закон.
Теперь о методах борьбы с этим грязным явлением. Как упоминалось выше, имеют место быть аэродинамически адаптивные кузова. Кстате их конструировали вовсе не для борьбы с грязью, а для улучшения устойчивости и управляемости авто. С помошью хитрой формы кузова (нижней ее части) и направляющих сполеров, снизу авто создается не избыточное воздушное давление, а зона разряжения, которая, как бы присасывает авто к дроге, в следствии чего и улучшается устойчивость и управляемость. Но, еще и при этом воздушно-грязевые завихрения создаваемые мордой, перетекают в эту самую зону разряжения, т.е. под автомобиль.
Конечно же, в нашем случае, технически реализовать этот способ просто невозможно (или накладно). Теперь рассмотрим другой спосб борьбы с загрязнением задней двери- спойлер.
Его плюсы: - относительная дешевизна; легкость монтажа; улчшение (как правило) эстетических качеств авто.
Его минусы:- абсалютная или почти абсолютная безполезность.
Как он "работает". Для того, что бы не дать воздушно-грязевым завихрениям оседать на задней двери, надо их прижать к земле с помощью мощного направленного воздушного потока идущего по крыше авто. Вот этим и занимается, так называемый спойлер, установленный на границе крышы и задней двери. Но, это теория! А, на практике, что бы это все действительно эфективно работало потребуется сложнейшие расчеты аэродинамической формы спойлера, места его установки, угла атаки и т.д., и конечно же продувка авто в аэродинамической трубе. А, производителям это надо? Вот по этому и "лепят" повсеместно симпотичную безделушку под названием спойлер.
И еще. Даже самый просчитанный споллер не является панацеей от загрезнения, просто невозмозно просчитать траекторию полета каждой частички грязи и по этому спойлера были и останутся полумерами.
Всем чистых дорог и дешевых автомоек!